- Блогтар
- Жақыпова С. Қ.
- Өтініш
Жақыпова С. Қ.
ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрі
Добрый день! Прошу Вас разъяснить применения норм Закона РК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" (далее Закон). Работник проживает в зоне экологического бедствия в Приаралье, а место осуществления трудовой деятельности вахтовым методом не относится к зонам экологического бедствия Приаралье. Работодатель отказывается осуществлять выплаты предусмотренные законом утверждая что место работы не относится к экологическим зонам в Приаралье, но работник имеет статус предоставляющий право более того согласно ст.20 Закона выплата компенсаций и предоставление льгот изменяются и прекращаются только в случаях изменения статуса территории и статуса граждан в порядке. В связи чем прошу Вас разъяснит данную ситуацию более расширенном варианте.
- САМАТ
- Тұрғындарды жұмыспен қамту
- 30.01.2014
- 1615
- Өтініш нөмірі 246782
Жақыпова С. Қ. 06.02.2014, 12:00
Уважаемый САМАТ!
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение об оплате труда граждан, проживающих в зоне экологического бедствия в Приаралье, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом вне зоны экологического бедствия, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье»(далее-Закон), населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливается оплата труда за проживание в экологически неблагополучных условиях с применением коэффициентов в зависимости от классификации экологического неблагополучия зоны проживания. Так, за проживание в экологически неблагополучных условиях оплата труда осуществляется с применением коэффициента по зонам: экологической катастрофы - 1,5; экологического кризиса - 1,3; экологического предкризисного состояния - 1,2.
Наряду с этим, им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам: экологической катастрофы - 12 календарных дней; экологического кризиса - 9 календарных дней; экологического предкризисного состояния 7 календарных дней. Одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат.
В соответствии с пунктом 3 постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 года № 3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее - Постановление), пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6-8). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. В данном случае законодатель исходит из негативного воздействия среды пребывания на человека.
Таким образом, интересы граждан, проживающих в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса, защищаются статьями 13, 15 и 16, а интересы граждан, обладающих статусом пострадавших и выехавших из этих зон, - статьями 15, 16 и 17 Закона.
В период осуществления трудовой деятельности за работником признается фактическое место жительства в регионе, где непосредственно осуществляется трудовая деятельность.
Исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства, устанавливаемые Законом льготы в виде дополнительной оплаты труда с применением коэффициентов, дополнительного оплачиваемого отпуска, а также материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат предоставляются за счет средств работодателя работникам, осуществляющим трудовую деятельность, в том числе и вахтовым методом непосредственно в зонах экологического бедствия (т.е. должно быть фактическое наличие негативного воздействия среды пребывания на работника), в независимости, от места юридической регистрации организации работодателя.
С данными выводами корреспондируется и статья 154 Трудового кодекса РК, обусловливающая предоставление предусмотренных Законом гарантий осуществлением трудовой деятельности в зонах экологического бедствия и радиационного риска.
Соответственно, когда работниками трудовая деятельность не осуществляется в определенных Законом зонах экологического бедствия, у работодателя обязательств по предоставлению им предусмотренных ст.13 Закона льгот не возникает.